Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность современной проблемы сохранения здоровья детей грудничкового возраста остро стоит перед многими официальными и общественными организациями.
В частности, плавание стало более популярно и является эффективным методом, для детей с отклонениями здоровья, так как за последние время увеличился процент рождаемости детей с различными заболеваниями такие как: гипер или гипотонус мышц у грудничков; грудничковая кривошея; избыточный вес у малышей; рахит у детей; легкая форма недоразвития опорно-двигательного аппарата у деток; детский церебральный паралич у грудничков.
Проблема исследования заключается в том, что большой процент детей страдают инвалидностью в грудничковом возрасте. Вода для малыша является родной стихией, в течение девяти месяцев ребенок растет и развивается в воде в утробе матери. Как доказали ученные, что с первых месяцев жизни у ребёнка вырабатываются различные условные рефлексы, способствующие, в частности, выработке умения самостоятельно держаться на воде и задерживать дыхание.
Для детей раннего возраста плавание является неотъемлемой частью физического воспитания. Оно способствует развитию дыхательной системы, у ребенка плавание является частью физического воспитания – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым. Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению присущего детей первых месяцев жизни повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша.
Целью данной работы является рассмотрение занятий плаванием с детьми грудного возраста.
1 Хронологические рамки младенчества: общая характеристика
Стадия новорожденного длится до 2 месяцев. Характеристика стадии в том, что ребенок рождается уже с относительно высоко развитыми органами чувств, органами движения и нервной системой. Эти системы уже сформировались во внутриутробный период. У новорожденного присутствуют ощущение зрения, слуха, положения тела в пространстве, обоняние, кожные ощущения и ощущения вкуса, элементарные рефлексы.
Нервная система на этом этапе уже практически полностью оформлена, с точки зрения анатомии. Но развитие коры еще продолжается в виде мелинизации нервных волокон двигательных и чувствительных зон коры
В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция среди исследователей получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».
Ранний младенческий возраст (2-6 мес)
На этой стадии ребенок начинает оперировать предметами и у него формируется восприятие. Ребенок пытается схватить и ощупать предмет, одновременно фиксируясь на нем. Это связано с формированием зрительно-осязательных связей, которые находятся в основе восприятия предметов. Ребенок в этой фазе активно оперирует предметами, бурно развивается восприятие. Приблизительно с 6 месяцев ребенок уже начинает пытаться сидеть самостоятельно. Это обеспечивает ему дальнейшее развитие двигательной системы при доставании предметов.
Начинается узнавание людей и предметов. Развивается зрительная концентрация и зрительное ожидание. Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
Поздний младенческий возраст (6-12-14 мес)
В этой фазе ребенок начинает освоение новых действий. Это связывается с изменением его отношения к окружающему миру. В 7 месяцев у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения. Ребенок может взять предмет в руку, поднести его ко рту, оттолкнуть предмет. В этом возрасте ребенок уже сам переворачивается с живота на спину, начинает ползать, приподнимается, пытаясь цепляться за окружающие предметы. Происходит укрепление костно-мышечной системы, увеличивается информационный поток из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка.
Деятельность младенца в этой фазе регулируется уже не восприятием конкретных предметов или их общности, а сложной комбинацией собственного действия в отношении предметов и действиями взрослого. У ребенка на этой фазе начинает формироваться первое осмысление предметов. В ходе установленного контакта с предметами ребенок начинает создавать процесса речи. Младенец все чаще отвечает действиями на слова взрослого. Позже у ребенка формируются жесты, которыми он обращается ко взрослому. Младенец чаще общается со взрослым звуками, которые отражают что-то объективное.
2 История грудничкового плавания
Способность грудного ребенка к плаванию была известна людям с древних времен. В Каире в Музее древнего египетского искусства хранятся папирусы с изображением плавающих детей, относящиеся ко второму тысячелетию до нашей эры. И в наше время отдельные энтузиасты спорта успешно обучали своих грудных детей плаванию.
И все же это были единичные случаи. Родители охотно давали пространные интервью корреспондентам газет, журналов, радио и телевидения, говоря об огромной пользе раннего плавания, но пресса называла их «опасными экспериментаторами» .
В апреле 1971 г. на второй научно-методической конференции Медицинского комитета Международной федерации любителей плавания(ФИНА) в Дублине (Ирландия) были заслушаны и обсуждены сообщения профессора К. Битке, педагога X. Бауэрмайстера и спортивного врача Э. Гебхарда о результатах 3-летнего применения занятий по плаванию среди детей младших возрастов. Доклады сопровождались показом документального цветного кинофильма. Делегаты конференции, представлявшие все континенты мира, смогли увидеть на экране, как полугодовалые карапузы, еще не умевшие ходить, ловко плавали по поверхности бассейна, ныряли на дно с соской во рту. Таким образом, плавание является доступным и эффективным средством физического воспитания детей, начиная с первых недель и месяцев жизни, а также важным дополнительным источником здоровья не только для физиологически зрелых детей грудного возраста, но и для рождающихся в состоянии физиологической незрелости, численность которых сейчас растет все больше. Для таких детей ранее плавание может стать одним из эффективнейших средств устранения физиологической незрелости»
3 Методика грудничкового плавания
В настоящий момент наше государство серьезно подходит к проблеме здоровья и воспитания, гармонично развивающегося подрастающего поколения и различными способами пытается устранить эту проблему.
Среди множества массовых видов спорта, плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, помогает людям приблизиться к природе, ведь мы на 85% состоим из воды, оно легкодоступно, а на экипировку не нужны большие затраты.
По своим динамическим характеристикам плавание является одним из доступных средств физической культуры для лиц различного возраста и подготовленности.
Плавание является уникальным видом физической активности. Специфические особенности воздействия плавания на детский организм связаны с активными движениями в водной среде.
Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее, поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. Плавая, тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается прямая осанка.
Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. На протяжении первых месяцев жизни угнетающее действие на головной мозг младенца оказывает гравитация, она сковывает многие функции ребенка, тормозит его развитие. Когда он находится в воде, то освобождается от такого воздействия гравитации (как известно, согласно закону Архимеда, человек, находящийся в воде, становится в 7—8 раз легче, чем он весит на земле), в частности устраняется характерная для новорожденных суставная и мышечная скованность, создаются дополнительные возможности для двигательных действий.
Опыт педиатров показывает, что раннее обучение плаванию положительно влияет на развитие всех систем организма малыша: улучшает дыхание, кровообращение, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благотворно сказывается на деятельности центральной нервной системы.
Забота о физическом развитии ребенка является важной частью его режима дня, частого пребывания на свежем воздухе, полноценного питания, забота и общение с близкими.
Раннее физическое развитие – это целый комплекс упражнений, методов и действий, направленных на физическое развитие малыша первых нескольких месяцев.
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и перемещение человека в воде в необходимом направлении.
Во время плавания, которое является средством массажа кожи и мышц, ребенок преодолевает значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранов В. А Плавание, техника обучения детей с раннеговозраста [Текст] / В. А. Баранов. – М. , 2016. – 69 с.
2) Бурцев, Н. Правильное закаливание детей от рождения дошколы [Текст] / Феникс, 2013, - 128 с.
3) Вайнер, Д. Массаж, гимнастика, йога для детей раннеговозраста. От рождения до полутора лет [Текст] / Корона- Век, 2014, - 336с.
4) Васильев, В. С. Обучение детей плаванию [Текст] / В. С.Васильев. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 97 с.
5) Дубровский, В. И. Все виды массажа [Текст] / В. И. Дубровский.– М. : Молодая гвардия, 1993. – 428 с.
6) Кардамонова, Н. Н. Плавание, лечение. Развитие, спорт [Текст] /Н. Н. Кардамонова. – Ростов-н/Д : Феникс, 2015. – 330 с.
7) Морозов, С. Н. Оздоровительное, лечебное и адаптивноеплавание [Текст] / С. Н. Морозов, О. И. Попов. Под ред. Н. Ж. Булгаковой. –М. : Академия, 2005, – 432 с.
8) Углева, Т. Н. Лечебная гимнастика и плавание детей первого годажизни . УМП [Текст] / Т. Н. Углева, Я. Н. Тотьмянина. – Пермь , 2000. – 131с.
9) Федулова, А.А. Ранее плавание для малышей [Текст]: Книга / А.А. Федулова. Издательство: Интеллект, 2011. – 80 с.